В немецком языке управление глаголов играет ключевую роль в построении предложений. Некоторые глаголы требуют использования дополнений исключительно в дательном падеже (Dativ). Понимание правил их употребления помогает не только грамматически правильно формировать фразы, но и улучшать речь, делая её более точной и выразительной.
В этой статье/уроке вы найдете:
- таблицу склонения артиклей и местоимений в дательном падеже;
- список наиболее употребляемых глаголов, требующих Dativ;
- примеры предложений с этими глаголами для перевода с русского на немецкий язык.
Это материал станет полезным как для начинающих, так и для тех, кто хочет углубить свои знания грамматики немецкого языка.
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ:
- Глаголы с дополнением в винительном падеже (Verben mit Ergänzung: Akkusativ)
- Предлоги с двойным управлением Dativ / Akkusativ часть 1
- Verben mit zwei Objekten 2 Dativ/Akkusativ
Глаголы с Дативом
- danken – благодарить
- helfen – помогать
- gehören – принадлежать
- gratulieren – поздравлять
- zuhören – слушать (внимательно)
- schmecken – быть вкусным, нравиться (о еде)
- passen – подходить (по размеру, форме)
- folgen – следовать
- fehlen – не хватать, отсутствовать
- glauben – верить
- stehen – идти, быть к лицу (об одежде)
- verzeihen – прощать
Таблица: Склонение артиклей и личных местоимений в Dativ
Род/Число | Определённый артикль + существительное | Неопределённый артикль + существительное | Личное местоимение |
---|---|---|---|
Мужской род | dem Mann (мужчине) | einem Mann (одному мужчине) | ihm (ему) |
Средний род | dem Kind (ребёнку) | einem Kind (одному ребёнку) | ihm (ему) |
Женский род | der Frau (женщине) | einer Frau (одной женщине) | ihr (ей) |
Множественное число | den Kindern (детям) | (без артикля) Kindern (детям) | ihnen (им) |
Пример использования:
-
Ich gebe dem Mann ein Buch. → Я даю мужчине книгу.
Ich gebe ihm ein Buch. → Я даю ему книгу. -
Ich helfe einem Kind. → Я помогаю одному ребёнку.
Ich helfe ihm. → Я помогаю ему. -
Ich sage es der Frau. → Я говорю это женщине.
Ich sage es ihr. → Я говорю это ей. -
Wir schreiben den Kindern. → Мы пишем детям.
Wir schreiben ihnen. → Мы пишем им.
Задание 1. Переведи, замени существительные на личные местоимения
1. danken – благодарить
- Я благодарю учителя.
- Мы благодарим ребёнка.
- Они благодарят маму.
- Гости благодарят друзей.
- Гости благодарят нас/вас/Вас.
2. helfen – помогать
- Брат помогает соседу.
- Учитель помогает ребёнку.
- Я помогу подруге.
- Студенты помогают родителям.
- Студенты помогают нам/вам/Вам.
3. gehören – принадлежать
- Эта машина принадлежит соседу.
- Игрушка принадлежит ребёнку.
- Эта книга принадлежит тетё.
- Эти дома принадлежат семьям.
- Эти дома принадлежат нам/вам/Вам.
4. gratulieren – поздравлять
- Мы поздравляем коллегу.
- Они поздравляют ребёнка.
- Я поздравляю сестру.
- Ученики поздравляют друзей.
- Мы поздравляем нас/вас/Вас.
5. zuhören – слушать (внимательно)
- Мы внимательно слушаем гида.
- Девочка слушает радио.
- Ребёнок слушает учительницу.
- Мы слушаем друзей.
- Мы слушаем нас/вас/Вас.
6. schmecken – быть вкусным
- Суп нравится отцу.
- Молоко нравится малышу.
- Выпечка нравится бабушке.
- Фрукты нравятся детям.
7. passen – подходить (по размеру)
- Костюм подходит другу.
- Новое одеяло подходит малышу.
- Это платье подходит сестре.
- Куртки подходят детям.
8. folgen – следовать
- Туристы следуют за гидом.
- Корабль следует курсу.
- Гости следуют за женщиной.
- Мы следуем правилам безопасности.
9. fehlen – не хватать, отсутствовать
- Директору не хватает сотрудников .
- В книге / книге не хватает первой страницы.
- Детям не хватает тепла.
- В отчёте/ Отчёту не хватает данных.
10. glauben – верить
- Я верю учителю.
- Мы верим обещанию.
- Дети верят бабушке.
- Люди верят историям.
11. stehen – идти, быть к лицу
- Этот костюм идёт отцу.
- Жёлтое платье идёт ребёнку.
- Красная блузка идёт подруге.
- Эти шляпы идут женщинам.
12. verzeihen – прощать
- Учитель прощает ученика.
- Мы прощаем сестру.
- Бабушка прощает внучку.
- Люди прощают друзей.